Навигация

Продавец отказывается принимать претензии от потребителя по возврату некачественного товара

В  территориальный отдел Роспотребнадзора  поступают жалобы по вопросу отказа продавца в принятии претензии по месту совершения покупки.

Необходимо знать,  что права потребителя при обнаружении в товаре недостатков определены статьей 18 Закона о защите прав потребителей.

Пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей установлено, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю (пункт 2 ст.18).

Зачастую покупателей обязывают заполнять заявления, содержащие условия, противоречащие законодательству о защите прав потребителей, и ущемляющие их права (например, в данные заявления заранее включены условия о ремонте товара, хотя при этом потребитель сдает товар только на диагностику).

Иногда потребителям предлагается обратиться в сервисные центры самостоятельно, для того, чтобы сократить время процедуры доставки товара до местонахождения, как утверждают продавцы. На самом деле у продавцов отсутствуют законные основания для отказа в принятии  товара  и такие действия продавца при отказе противоречат нижеуказанным нормам права по следующим основаниям.

В п.20 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №55 от 19.01.1998г. указано: «договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено между продавцом и покупателем».

В договоре купли-продажи, заключенном с потребителями, на товарном чеке обычно указывается «продажа» и далее место фактического заключения договора. Таким образом, как следует из товарного чека, местом заключения договора выступает конкретный магазин, расположенный по конкретному адресу и действующий от имени продавца.

В отношении технически сложного товара (перечень  технически сложных товаров утвержден Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 )
потребитель в случае обнаружения в нем недостатков в праве отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать замену на товар — в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст.20,21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Пункт 28 Правил продажи содержит аналогичную норму, которой предусмотрена обязанность продавца (изготовителя) принять товар ненадлежащего качества у покупателя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

Таким образом, при отказе приема претензии на товар и в отказе приема самого товара по месту совершения покупки товара по фактическому адресу магазинов, то есть по месту фактического заключения договора, продавцом нарушаются права потребителя.

Уважаемые потребители, следует помнить, все устные комментарии, которые дают продавцы не имеют юридической силы. Свои требования при установлении признаков ненадлежащего качества  товара  излагайте в письменной претензии или в книге жалоб и предложений по месту приобретения товара! Также, требования Вы можете отправить почтовой связью с уведомлением о получении претензии продавцом.

 

 

 

 

Старший специалист Роспотребнадзора                                            Никоненко И.В.